Многие водители хорошо знакомы с механической коробкой передач. Автоматическая коробка тоже известна и получает все большее распространение. Вариаторная коробка передач менее известна, хотя этот вид трансмиссии обладает рядом преимуществ по сравнению с конкурентами.
Изобрели вариатор уже достаточно давно. Первые описания, напоминающие современные вариаторы можно найти в трудах Леонардо да Винчи. Первый патент на это изобретение был получен в конце девятнадцатого века. Но первые серийные машины с вариатором сошли только в середине двадцатого. Это были небольшие автомобили голландской фирмы DAF. Спустя несколько лет подразделение этой фирмы, которое производило легковые автомобили, было продано Вольво вместе с патентом на вариатор. Правда, существуют ограничения по мощности двигателя, поэтому вариаторной коробкой комплектуются главным образом небольшие автомобили.
Вариатор очень часто обозначают аббревиатурой CVT (continuously variable transmission, в переводе – постоянно изменяющаяся трансмиссия). Для водителя эта коробка мало чем отличается от автомата. Она имеет те же режимы переключения, только не имеет фиксированных передач. Для вариатора термин «передача» вообще не актуален. Можно сказать, что их бесконечное количество.
Конструктивно вариатор отличается от автомата существенно. Самым распространенным являются клиноременные со шкивами переменного диаметра. Один, или оба шкива (ведущий и ведомый) имеют раздвижные боковины; зазор между боковинами шкивов определяется центробежным регулятором либо нагрузочной муфтой. Когда частота вращения двигателя и ведущего вала повышается, боковины ведущего вала сдвигаются, посадочный диаметр шкива увеличивается, а коэффициент передачи — уменьшается.
Существуют также модели цепные и тороидальные. некоторые модели имитируют автоматическую трансмиссию, и имеют несколько (6 или 8) «виртуальных» передач. Такие модели позволяют осуществлять выбор «передачи» вручную.
Этот пример только подчеркивает самое яркое преимущество вариатора перед автоматом. Разработчики автоматических трансмиссий пытаются увеличить количество передач, но, сколько бы они не старались, вариатор будет работать мягче и плавней. Такая бесступенчатая передача вращающего момента на колеса позволяет экономить топливо и при этом максимально эффективно использовать возможности двигателя.
К сожалению, не бывает преимуществ без недостатков. Выше уже упоминалось об ограничении по мощности двигателя. Хотя конструкторы двигаются в сторону решения этой проблемы. Им уже удалось отодвинуть предел мощности до 250 лошадиных сил. Обслуживание вариатора дороже, чем обслуживание автомата. Это обусловлено употреблением более дорогих трансмиссионных масел и необходимостью периодически менять ремень или цепь. Обычно рекомендуется менять масло каждые 40-50 тысяч пробега. А каждые 100-150 тысяч приходится менять ремень.
Расскажите друзьям, что вы читаете:
Читать также
На досуге...
Новости: В Петербурге угнали фуру с водителем и 20 тоннами арахиса.
Один из первых коментов: Чертовы белки - совсем обнаглели...
Интересное видео